
Определить дату возникновения такси в России сложно. Ею можно считать, например 1906 год, когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован первый автомобиль с таксометром. Или 1907 год — тогда такси появилось в Москве. Третий вариант — 1910 год, тогда появились таксомоторные парки в столицах Российской империи. Только вот 1917 году их деятельность по понятным причинам прекратилась.
Когда всё началось сначала
21 июня 1925 года в Москве был организован таксопарк №1 — это положило начало современному такси. Таксопарк №1 создали из бывших частных извозчиков на базе первого государственного автопарка. На его баланс поступили Renault, Fiat и Russo-Balt, но основную ставку делали на советские автомобили: в конце 1920-х таким был ГАЗ-А, собранный по лицензии Ford.
У таксопарка было всё: гаражи, ремонтные мастерские, диспетчерская и даже небольшая школа для водителей. Первые такси работали по вызову: позвонил — тебе прислали машину (если повезёт). Улицы были пустыми, машины — редкостью, а жёлто-чёрная табличка «Такси» вызывала завистливые взгляды прохожих.
Водители тех первых такси знали город наизусть (впрочем, тогда он был гораздо меньше), были своего рода «гидами» для пассажиров и умели обращаться с техникой. Машины часто ломались, приходилось уметь и карбюратор настроить, и колесо сменить прямо на улице.
Водители работали тяжело, иногда по 12–14 часов. Летом — пыль и зной, зимой — гололёд и холод. Печки в кабинах были роскошью, а об автомобильных кондиционерах и вовсе не слышали. Но профессия была престижной и неплохо оплачиваемой: ведь не каждый мог позволить себе проезд на такси.
Такси на фронте
С началом Великой Отечественной войны такси буквально ушли на фронт. Машины реквизировали, из них формировали санитарные и штабные автомобили. Шофёры шли на фронт добровольцами. Многие таксисты сражались в составе автотранспортных батальонов, доставляя боеприпасы, эвакуируя раненых, работая в тылу и на передовой.
Московский таксопарк в те годы — это пример мобилизации гражданской инфраструктуры ради победы.
Возрождение после войны
После 1945 года началось восстановление гражданской жизни. Таксопарк пополнился машинами ГАЗ-М20 «Победа», а затем и культовыми ГАЗ-21 «Волга». Последняя стала символом советского такси: просторная, надёжная, солидная.
Машины не всегда были жёлтыми, цветовая гамма варьировалась от серо-оливкового до жёлтого.
Такси для советского человека
Такси в СССР — это, без сомнения, роскошь. Его вызывали только по особым случаям и не все: такой способ передвижения был в разы дороже любого общественного транспорта. А чтобы его вызвать, нужно было звонить в диспетчерскую, а потом ждать машину. Или ловить у обочины, подняв руку.
Водители, бывало, вели «двойную бухгалтерию»: были тарифы официальные и были — «по договорённости». И если ехать ночью — лучше было «договориться». Особенно в поздние 1980-е, когда начинался дефицит топлива и рост «частников».
Такси сегодня
Сейчас достаточно пары свайпов по экрану, чтобы машина подъехала через считанные минуты. Современные сервисы — это цифровая магия: навигация, рейтинг водителя, прозрачная цена, контроль маршрута. Всё то, что раньше было несбыточным.
Сегодня такси — это обыденность. Никто уже не воспринимает его как роскошь. Ты вызываешь машину, даже не задумываясь. Поездка на дачу? К родителям? В поликлинику? Да хоть на другой конец города — с багажом, детьми, собаками. И расчёты все прозрачные. Более того, в нашем сервисе пассажиры и водители сами договариваются о цене так, чтобы всем было удобно.
И всё это — благодаря тому самому дню 21 июня 1925 года, когда в Москве появился первый таксомоторный парк.
Эхо прошлого
Многие до сих пор вспоминают «волги» с запахом бензина и кожзаменителя. Как ловили машину, поднимая руку у обочины, как обсуждали жизнь с водителем. Как ездили по счётчику, который «щёлкал копейками» — тик-тик-тик…
Такси за 100 лет прошло путь от буржуазного чуда до народного сервиса. Оно увидело войну, застой, перестройку и вошло в цифровую эпоху. И кто знает, возможно, следующее поколение будет ездить на летающих дронах… и тоже называть это «такси».
1/10
В канун праздника, 21 июня, Drivee собрал поздравления водителям со всех уголков страны и запустил их на большом экране в самом центре Москвы — на «Московском доме книги» на Новом Арбате.
Мы присоединяемся ко всем поздравлениям, желаем водителям легких дорог, зеленого света во всех начинаниях, интересных маршрутов, дружелюбных пассажиров и, конечно, здоровья!
Скачать Drivee
Реклама ООО «ИН14», ИНН: 1435308804
Спасибо, что прочитали этот пост, не забудьте подписаться!